Лучшие предложения в Домодедово

У Вас есть интересное предложение?

Разместите его в этом блоке прямо сейчас!
Статьи Тарифы на услуги ЖКХ продолжают расти
В январе текущего года цены на услуги ЖКХ выросли на 9,1%. Наверняка многие из вас уже получили квитанции на оплату коммунальных услуг и успели заметить это. Казалось бы, что надо радоваться, так как еще осенью обещали рост цен на услуги ЖКХ чуть ли ...
Автор: Кира Владимирова
Дата: 2011-02-13 19:06
Посмотреть или добавить комментарий: (1) комментарии
Пользовательская оценка:

В январе текущего года цены на услуги ЖКХ выросли на 9,1%. Наверняка многие из вас уже получили квитанции на оплату коммунальных услуг и успели заметить это. Казалось бы, что надо радоваться, так как еще осенью обещали рост цен на услуги ЖКХ чуть ли не на 40%. Но благодаря вмешательству правительства получилось в разы меньше (рост тарифов ЖКХ не должен превышать предельный уровень 15% в год, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе встречи с руководством партии "Единая Россия").

Но в связи с произошедшим возникает много вопросов. К примеру, такой: как вообще формируются тарифы, и что они собой представляют, если так, по «окрику сверху», оказывается, можно остановить их рост?

Деньги ЖКХ «вылетают в трубу»

Говоря цифрами статистики, мы получаем такой расклад: в России примерно 103,8 млн. горожан, 3,5 млн. многоквартирных домов. В целом объем рынка коммунальных услуг превышает 0,5 трлн. руб. в год. Это именно те деньги, которые платим мы, городские жители, за удовольствие воспользоваться благами цивилизации.

Российский комплекс жилищно-коммунального хозяйства – это крупнейшее многопрофильное предприятие России с числом работающих более 2,5 млн. человек. Основные фонды ЖКХ оцениваются в 5 трлн. рублей, а это составляет четверть национального достояния страны. Годовой оборот этой структуры – более 100$ млрд. То есть, эту отрасль никак не назовешь «умирающей», и резервов здесь более, чем достаточно. И тарифы на коммунальные услуги расти не должны, их можно было бы даже и снизить, как считают специалисты. Но никто этого делать, видимо, не собирается. Почему же?

Оказывается, что большая часть денег ЖКХ «вылетает в трубу». Наглядный показатель неэффективности использования службы – это изношенность фондов. По сведениям Росстата, износ жилья составляет 19,9%, инженерных сетей – 42,5%. А вот независимые эксперты приводят совсем другие цифры – в действительности фонды изношены на 70%, а в некоторых регионах – и на 90%. Причиной такого плачевного положения дел в отрасли является воровство и коррупция. Это вывод, который сделала Генеральная прокуратура по итогам масштабной проверки ЖКХ по всей стране. За прошлый год, по фактам нецелевого расходования средств и фактам хищения в отрасли, возбуждено около 150 уголовных дел и более 20 тыс. исков о возврате незаконно взысканных платежей направлено в суды.

Посредники-аферисты

С появлением на рынке многочисленных управляющих компаний (УК) и ТСЖ ситуация ухудшилась. Эти компании стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, что привело к росту тарифов и, вместе с тем, к недополучению средств за услуги ЖКХ поставщиками. Так, по мнению Минрегиона, только за первое полугодие 2010 года собираемость платежей упала до 82%. Причем, жильцы за квартиры рассчитались, а деньги, задержавшись в карманах посредников, до коммунальщиков не дошли.

Масштабы и количество различных афер выходят на новый уровень, в законодательстве находится много лазеек, которые помогают жуликам оставаться безнаказанными. К примеру, увеличивают количество жильцов, с которых взимается плата за коммунальные услуги, и если сразу не заметить этого, потом бывает очень трудно вернуть свои деньги. Завышают нормы потребления воды, насчитывают деньги потребителям за перерасход воды, которого на самом деле и не было и т.п.

Да что «далеко ходить», когда в Москве водный норматив составляет более одиннадцати кубометров на человека в месяц. Это примерно 55 бочек емкостью 200 литров, которые ежемесячно выливает на себя каждый член семьи. Контрольно-расчетная палата Москвы, проводившая проверку оплаты услуг ЖКХ, пришла к выводу, что это нереально. Но… «воз и ныне там», норматив расхода воды остался прежним.

У нас почти как в Европе…или наоборот?

И при этом доля граждан, которые получают субсидии от государства на оплату коммунальных услуг, составляет всего около 7% от общего количества жителей многоэтажек. Здесь снова хитрость – по закону, который был принят в рамках реформы ЖКХ, субсидия положена, если коммунальные платежи составляют 22% семейного бюджета. Откуда же взялась эта цифра? Оказывается, чиновники, при составлении данного документа, ориентировались на европейские страны. Но слукавили и тут господа – в европейских странах в расходы на коммуналку включена и плата за аренду квартиры. То есть, государство там спешит на помощь семье, если они тратят на жилье, включая и аренду квартиры, около четверти своих доходов. А в России многие семьи, арендующие квартиру, тратят на это от 40 до 60% своих доходов, но на помощь к ним государство не спешит.

100% – сколько это? Арифметика для потребителей и чиновников

Нам, потребителям, все продолжают рассказывать сказки о том, что по мировым меркам коммунальные услуги в России очень дешевы, да и еще все твердят о том, что население не перешло на 100%-ую оплату коммунальных услуг, и часть расходов компенсирует государство. При этом тарифы продолжают увеличиваться.

Хотелось бы только узнать 100% – а сколько это в рублях? Опять же обратившись к данным Росстата, мы увидим, что с 2000 года тарифы на коммунальные услуги в целом по стране увеличились в 13,6 раза. Каждый год их приближали к заветному 100-процентному рубежу: в 2001-м коммуналка подорожала на 47%, в 2002-м - на 62%, в 2005-м - на 35%... Если суммировать, план уже давно выполнен и перевыполнен. Если посчитать, непонятные какие-то 100% получаются.

То есть, мы давно минули цифры и в 100 и даже в 200%, а тарифы, между тем, все продолжают увеличиваться. Но по официальным данным показатель составляет всего 80%, и по-прежнему нам говорят, что 100% мы не достигли. Вероятно, нам что-то не так объясняли по математике в школе, или чиновники учились считать по каким-то другим законам арифметики. Рубежом 100% назначен пока 2014 год, но никто не удивится, если потом его плавно передвинут на 2020-й и т.д. Или мы никогда не перейдем этот рубеж – существует же такое математическое понятие, как бесконечность.

Почему же чиновники не хотят сказать людям правду о том, что мы переплачиваем за услуги ЖКХ? Все очень просто объясняется – тогда государству придется выплачивать субсидии всем, для кого коммунальные долги стали непосильными. И тогда, по оценкам экспертов, за субсидиями может обратиться не менее трети населения, что будет слишком накладно для государства.

Получается, что реформа ЖКХ выгодна лишь для мошенников и чиновников. А для простого населения она превратилась просто в механизм выкачивания денег из карманов потребителей.

В борьбе с коммунальщиками – кто кого?

В комиссии Общественной палаты по социальным вопросам говорят о том, что основные звонки на «горячую линию» – по коммунальным платежам. Потребители не понимают, как складываются тарифы и нормативы, как рассчитывается себестоимость услуг.

Кто-то борется за свои права своими силами и одерживает победу в борьбе с коммунальщиками. Так, жители подмосковного Фрязина добились возврата от ЖКХ переплаченных денег. Среди инициаторов борьбы, правда, были доктора и кандидаты технических наук, но кто мешает нам с вами воспользоваться их примером?

Ведь, из чего складывается сумма, которая начислена в платежке, скажем за отопление? Площадь квартиры умножается на норматив, затем на тариф на тепловую энергию. Оказалось, что во Фрязине тарифы, как уральском городе, где зимы намного холоднее, чем в Подмосковье. К тому же, любой норматив надо регулировать с учетом климата – так, за последние 5 лет зима в Подмосковье стала на 3 градуса теплее, а норматив продолжают увеличивать. Где же логика и здравый смысл? А еще разные нормативы отопления должны быть в новой многоэтажке и в старенькой, продуваемой всеми ветрами, «хрущевке». У нас же принято со всех брать по максимуму.

Примером фрязинцев может воспользоваться любой город, уже в нескольких подмосковных городах в суды поданы иски о возврате средств за коммунальные услуги. Только если мы будем грамотными в вопросах коммунальных платежей, мы сможем отстоять свои права.

Помочь в этом могут «пособие потребителям коммунальных услуг» и сами правила. С тех пор были внесены изменения в 2009 году и планируются изменения на 2011 год, но основные пункты остались те же.

Кира Владимирова

Комментарии
Комментариев пока нет
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.