Статьи Азбука сел Село Домодедово
Посмотреть или добавить комментарий : (6) комментарии
Пользовательская оценка :
Село Домодедово Село Домодедово Село Домодедово
Село Домодедово Село Домодедово

Селу Домодедово в 2001 году исполнилось 600 лет! О происхождении названия села, по которому названы район, город, железнодорожная станция, международный аэропорт, станция московского метрополитена, спорят краеведы. Есть несколько версий: по одной – свое название село получило по фамилии некого боярина, по другой – село было местом жительства мастеров «домоделов», по третьей – этимологической – когда-то в древности появился поселенец в устье Рожайки, поставил себе дом, обзавелся семьей, потом стал дедом, а место позже получило название Домодедово.

Село Домодедово, расположенное в устье реки Рожайки, недалеко от ее впадения в Пахру, занимало исстари ключевое, стратегическое место. Оно являлось как бы центром большого населенного района, многие села и деревни географически тяготели к селу Домодедово. Впервые село упомянуто в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского в 1401 году, в которой князь завещал село со всеми лугами своей супруге.

Первая деревянная церковь в селе была построена в 1658 году.

По переписи 1709 года в селе насчитывалось 49 крестьянских дворов и 194 жителя – мужчин. Около церкви стояло 4 двора церковнослужителей. В селе находилась богадельня, в которой жили нищие и одинокие.

В конце 1731 года, по указу императрицы Анны Иоанновны, «велено в селе Домодедово церковь строить». Третьего октября 1732 года императрице доложили, что главы церкви покрыты белым железом, а кресты позолочены. Императрица утвердила чертежи иконостаса церкви и приказала сделать макет церкви и выслать его в Петербург. Осмотрев макет церкви, императрица осталась довольна, но повелела перестроить колокольню. Колокольню разобрали и построили новую – более высокую и со шпилем. Таким образом, церковь Святителя Николая Чудотворца была готова к церковной службе к 1738 году, но освящена только 7 марта 1746 года. Новопостроенная церковь более века стояла без переделов и только накануне Отечественной войны 1812 года перекрыли крышу.

В Отечественную вону 1812 года село Домодедово оказалось в гуще боевых действий. Русская армия 5 сентября 1812 года выступила в поход к Подольску из села Мячково. Путь армии лежал вдоль берега Пахры. На ночной отдых часть колонны генерала Дохтурова остановилась в селе Ям, а часть колонны – в селе Домодедово. Главнокомандующий русской армии генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов ночевал в одной из крестьянских изб в селе Ям, а утром выехал в Подольск, через село Домодедово.

В 30-е годы 19 века церковь стала разрушаться: появились трещины, стал выпадать камень, наклонилась колокольня. В 1837 году было получено разрешение на перестройку церкви. Были разобраны колокольня и трапезная и возведены новые.

Участвовали жители села Домодедово и в Великой Отечественной Войне, на памятнике увековечены имена 115 сельчан, которые не вернулись с фронта.

В годы советской власти на Домодедовской земле не закрывались только три церкви: Церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Домодедово, церковь Михаила Архангела в селе Михайловское и церковь Успения Божией Матери в селе Шубино. Все три церкви действуют и сейчас, правда, храм в селе Домодедово на данный момент находится в состоянии реставрации и открывается для прихожан только на время богослужения.

Через село проходит Домодедовское шоссе, соединяющее Домодедово и Подольск, – не удивительно, что движение тут весьма и весьма оживленное. А вот то, что вдоль дороги тротуар есть далеко не везде, меня неприятно удивило, так как идти вдоль проезжей части небезопасно, особенно там, где дорога круто изгибается. Жалуются местные жители и на то, что водители зачастую не пропускают пешеходов, поэтому старушке, чтобы перейти на другую сторону в магазин придется потратить много времени и нервов. Ну и, конечно, большое количество машин влияет на чистоту воздуха.

На протяжении всего села целых три точки торговли «горячими пирожками». Так как время было обеденное, я решила попробовать местную выпечку, а заодно и пообщаться с продавцами. Пирожки оказались действительно горячими и вкусными, да и немаленькими – за 25 рублей я получила пирожок с капустой размером с мужскую ладонь. Продавщица рассказала, что таким образом приходится подрабатывать, так как пенсии на жизнь не хватает – большая ее часть уходит на оплату коммунальных услуг – а так, хоть какой-то заработок: «У нас тут конкуренция, поэтому, если в день 20 пирожков купят уже хорошо – хоть какие-то деньги».

Мимо проходила тетя Шура – «лидер села», именно так мне ее представили. Она тут же подключилась к разговору: «В селе нужна аптека, хотя бы простенький аптечный киоск, а то за лекарствами приходится в город ездить – это очень неудобно. А еще у нас на все село только один магазин, и цены в нем довольно высокие!»

Помимо этого, я узнала от тети Шуры, что поля вокруг села раньше засеивались кукурузой, зерновыми культурами, картошкой, а сейчас не возделываются совсем. После развала колхоза жителям села раздавали землю – паи – по 1,56 га на человека. Как рассказала «лидер села», этой землей много лет кто-то пользовался, с разрешения администрации района, ни копейки не платя пайщикам. Сейчас же уже 10 лет сельчане судятся, и им даже помогает наша администрация.

…Пирожок съеден, местные жители рассказали мне о своем житье-бытье, можно ехать дальше, в село Добрыниху. Но об этом – в следующий раз.

По селам путешествует Юлия Элькина